Олег Иванов (1961-2020)
Участвовать в выставках Олег Иванов начал рано, еще учась на первых курсах архитектурного факультета. С первых же молодежных выставок он приобрел своих почитателей и критиков – мало кого живопись Олега оставляла равнодушной, тем более, что в восьмидесятые годы неформальное искусство, носящее оттенок нонконформизма, вызывало ажиотажный интерес.
Архитектурное образование не отразилось прямым образом на манере художника-живописца. Он, кажется, и не испытывал соблазна нередкого в таких случаях рационального или расчетливо-дизайнерского подхода к предмету изображения.
Все творчество художника – внешне статичная погоня за неизъяснимым, за тем, что не поддается словесному описанию, но является квинтэссенцией бытия. Неотъемлемой чертой произведений Олега Иванова является некоторая медитативность, умиротворенная созерцательность.
Может быть, поэтому о его картинах хочется говорить, избегая избыточного количества глаголов.
Олег Иванов с любовью создает образ некоего старого города, сочетающий черты реальности и умозрительности. В нем вне времени обитают герои художника. Они в такой же степени наши современники, как и предки или потомки.
Персонажи Иванова снисходительны к дрязгам социума. Домашние философы, бесхитростные наблюдатели жизни, мудрецы и юродивые. Ничем не примечательные маленькие люди и неприкаянные чудаки-изобретатели. Обитательницы «хрущевок», мечтающие о принцах. Пустынники среди шумного города, с наивной улыбкой взирающие на фантасмагорию окружающего бытия. Образы на его полотнах – олицетворение стоицизма и мудро-индифферентного отношения к сиюминутным вызовам эпохи. Это неторопливая борьба с сиюминутностью, да и пожалуй, с хронотопом как таковым. Его персонажи так же не любят спешки, как и сам автор. Свои картины он долго вынашивает, работает медленно и вдумчиво.
Пейзаж в картинах Олега – это зачастую фон, чаще всего условный, но оттого и эмблематичный. То же относится и к составляющим часть композиции натюрмортам. Можно сказать, что эти дом, дерево, птичка на спинке стула или на ветке дерева, чашка на столе символизируют идею жилища, растения, трепетного живого существа, сосуда как таковых. Чайник и графин на столе загадочны как алхимические колбы. Яблоко будто бы то же самое, что Ева подносила Адаму. Лица — лики. Пальцы — персты.
Невозможно не отметить известной связи с изобразительными традициями иконописи – с проистекающей отсюда поэтизацией и почти сакрализацией обыденного, бесхитростных атрибутов житейской суеты. Неторопливыми движениями кисти художник набрасывает вуаль тайны на статую повседневности. Он избегает того, что иногда характеризуют как «литературщина».
Источником вдохновения для него служат в равной степени настоящее и прошлое, современность и традиции русской архаики. Некоторые образы кажутся навеянными фресками соборов острова-града Свияжска. Наверно, поэтому и интерес, который испытывает автор по отношению к микромиру человеческого существования, приобретает иногда почти эпическое звучание.
Художник размышляет над секретами мироздания, сконцентрированными в его крохотных частицах.
Картинам Олега Иванова свойственна деликатная декоративность, своя техника мазка, внимание к фактуре поверхности. Они словно пронизаны вечерним светом. Порой изображение сгущается из сумерек фона, как квасцы из насыщенного раствора, или как сочится живица на коре сосны. Настроение балансирует между светлой грустью и тихой радостью, как любимые художником оттенки охры и холодного кобальта: цвета земли и меда, осенних листьев – и цвета неба, воды и зелени травы, медной патины. Есть форма, которой художник любуется, и цвет, которым как выразительным средством он пользуется очень экономно. Однако в стремлении к сдержанности в колорите свое цветовое модерато он все же не доводит до монохромности. Все тона приглушены, но цвет не исчезает, а становится более весомым и значащим. Порой материалом для картины становится не холст или картон, а старая доска или потемневшая от времени крышка сундука, природа которых вносит свой вклад в цветовую гамму и структуру поверхности.
Картины Олега Иванова обладают редким свойством вносить частичку гармонии как в пространство, в котором они находятся, будь это помещение мастерской, или большой выставочный зал, так и в душу зрителя, их созерцающего.
Основные выставки:
Выставки Зеленодольского объединения художников (1981-1984)
Эдинбургский международный фестиваль искусств 1995 г. Эдинбург (Шотландия).
Выставка Большая Волга (Нижний Новгород), 1998
Выставки казанских художников. 1995 – 2002. «Gallery Varm en Beeld”, Зутфен (Нидерланды). «Stadishe Turmgalerie Walken bruchekentor” (Германия).
Галерея «De Graven” Девентер (Нидерланды).
Выставка казанских художников 1996, 1998. «Field Gallery” Нью-Йорк (США ).
«Классики и современность» 2000 г. ЦДХ. Москва.
Передвижная выставка казанских художников. 2002 г. Н. Новгород – Ярославль – В. Новгород – С. Петербург.
Совместная выставка с М.Пивоваровым в галерее «Double M Gallery» г. Казань 2008 г.
Участник «III Московского международного фестиваля искусств «Традиции и современность» Москва, ЦВК «Манеж».2009 г.
Совместные проекты:
«Библейский сюжет» галерея «Double M Gallery» г. Казань 2008 г.
«Удар» галерея «Double M Gallery» г. Казань 2008 г.
«Моя Япония» галерея «Double M Gallery» г. Казань 2009 г.
«Абсурд» галерея «Double M Gallery» г. Казань 2009 г.
«Чердак детства» Центр современной культуры «Смена», г. Казань 2014 г.
«Зима» Центр современной культуры «Смена», г. Казань 2014 г.
«Муха II» Центр современной культуры «Смена», г. Казань 2015 г.
Работы художника находятся в собрании Государственного музея изобразительных искусств республики Татарстан, Музее Национальной культуры республики Татарстан, музее современного искусства ZAMAN (Уфа), частных собраниях в России, США, Великобритании, Нидерландах, Германии.