Владимир Гурьянов (1956 — 2019)
Художник счастья
«Искусство — «нить Ариадны», ведущая меня к истине жизни. Истина раскрывается, как любовь в радости приятия жизни.
Неугасимый огонь, рождающий нас, и дающий силы жить, видится мне в своей идеальной форме как цвет, цвет в гармонических сочетаниях напряжения силы. Я прихожу к убеждению /пониманию/: огонь жизни в своей проявленной форме есть цвет.
Даже проходя мимо мусорной кучи, если она привлечет мое внимание, после некоторого сосредоточения, сосредоточенного видения, я вижу ее сияющей многоцветьем радости и счастья, что и в ней есть Бог и Жизнь»
Владимир Гурьянов, 2004 год.
Владимир Гурьянов родился в 1956 году в Казани. Пройдя сложный жизненный путь, перепробовав множество профессий, с 20 лет он полностью отдается живописи. Не получив специального художественного образования, самостоятельно постигает законы рисунка, композиции, живописи по книгам, по произведениям мастеров мирового и русского искусства, учась у самой природы. Гурьянов становится профессиональным, признанным искусствоведами и зрителями художником. Чьи работы находятся в музеях, в частных коллекциях России, США, Франции, Германии, Великобритании.
Владимир Гурьянов удивительно самобытный художник. Его работы вызывают самые противоречивые чувства, от недоумения до восторга. Один и тот же человек может пережить эту смену впечатлений иногда за день, иногда за месяц, за год. Работы Гурьянова обладают редким качеством: они не приедаются, чем дольше с ними живешь, тем глубже и ярче они раскрываются перед зрителем. Они рождают новые ассоциации, новые образы, новые эмоции, не всегда однозначные, но всегда сильные.
Трудно определить стилистику живописи Гурьянова. В ней органично слились многие направления конца XIX – начала ХХ веков – от импрессионизма до авангарда, явление характерное для современного искусства, родив своеобразный «гурьяновский» стиль. Сам же он считает себя реалистом, и это действительно так. Поскольку точкой отсчета всех его произведений является реальная действительность, окружающий его мир.
Причем мир этот достаточно узок в географическом смысле и замыкается в пределах нашего города, а чаще всего это – дом художника на Подлужной, его сад, его двор. И через это малое художником познается и осмысливается богатство и разнообразие мира. И оказывается, что один и тот же дом, одно и то же дерево во дворе оказываются неисчерпаемы, поскольку художник передает не просто форму конкретного предмета, не только те метаморфозы, что происходит с ним при смене времени суток и времен года, но передает взаимосвязи предмета и мира, свои представления о предмете, свои чувства, вызываемые им.
Зачастую его собственное видение мира настолько превалирует над привычным взглядом на вещи, что они перерождаются почти до неузнаваемости, растворяются в призрачном свете ночной зари («Дом художника», «На рассвете»), кристаллизуются в мистические символы («Сны Старо-Татарской слободы»), млеют в потоке солнечного света («Золотой дождь»). Художник как истинный творец настолько преображает действительность, что вместо старых трущоб на его картинах переливаются самоцветы («Старый город весной»), подъем в гору по улице Толстого – вполне конкретное место, где он ходит каждый день, трансформируется в некий поток пространства, увлекающий зрителя куда-то в космос («Вечерний пейзаж», «Восхождение»).
Главным героем во всех работах Гурьянова становится свет – дневной, ночной, утренний, закатный, зимний, летний… божественный. Именно через него художником философски осмысливается мир, смысл жизни. Предназначение художника он видит в передаче красоты сущего, в донесении ее до зрителя, привыкшего в повседневной суете видеть только шаблонные представления об окружающем. Поэтому тот маленький садик, что растет под окном художника, в его картинах вырастает до буйства всей земной природы, и весь мир понимается художником как сад в древнем его значении – сад познания, в противовес пустыне бессознательного, сад идеальной красоты, «сад радостей земных».
Ольга Улемнова, искусствовед, 2000 год.